Как отмечают специалисты в области искусственного интеллекта, в надежной (или, как говорят, робастной) экспертной системе, которая сможет давать пояснения и обосновании, приобретать новые знания, адаптироваться, «нарушать правила», определять степень своей компетентности и «достойно выходить из игры», необходимо будет использовать множество видов представления знаний.
Эти представления можно классифицировать как глубинные/поверхностные качественные/количественные, приближенные (нсопределенные)/точные (определенные), конкретные/общие, описательные/предписывающие. Системы, в которых применяются различные формы представления знаний, получили название многоуровневых. Одним из примеров такой экспертной системы является упоминавшаяся выше учебная программа «Стимер». В ней используются следующие формы представления.
- Графическое представление объектов из области действия программы «Стимер», а именно: клапанов, насосов, резервуаров, а также систем, состоящих из этих элементов.
- Представление объектов, процедур и принципов эксплуатации (заложенных в системе «Стимер») в виде фреймов. Оно используется для описания, объяснения, классификации, абстрагирования и обращения к источникам информации.
- База утверждений, в рамках которой можно формулировать и аннулировать утверждения относительно элементов, составляющих систему «Стимер».
- Количественное (численное) моделирование паровой машины, которое служит для наглядного представления причин, следствий, а также побочных результатов правильного (или неправильного) применения тех или иных процедур.
Сейчас работы по созданию такого рода многоуровневых систем только начинаются, и в течение ближайшего десятилетия основные усилия специалистов по экспертным системам будут сосредоточены именно на этом направлении. Назрела также необходимость изучитъ и представить в общем виде те действия, которые обычно осуществляет специалист в процессе решения задач.
Создавая экспертные системы, начинаешь понимать, что их сила заключается в способности предоставлять специалистам все условия для систематизации и максимально эффективной демонстрации своих знаний, которые сами по себе имеют огромное значение.